Пресса о нас

Каковы истинные цели утилизационных сборов на сельхозтехнику?

      Общественные слушания «О последствиях введения утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику» стали ожесточенной дискуссией с участием представителей как профильных министерств, так и отрасли. Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина отметила, что совещание фактически экстренное: законопроект, созданный Минпромторгом, прошел три чтения очень быстро.

      Законопроект предлагает установить уплату утилизационного сбора за колесное транспортное средство (шасси), самоходную машину, прицепы к ним. Предлагается также ввести механизм уплаты утилизационного сбора за всю поименованную технику, ввозимую в Россию или производимую в ней. Обоснованием законопроекта указано обеспечение безопасности утилизации указанной техники, впервые выпускаемой в обращение на территории России.

      Председатель правления Союза сахаропроизводителей России Андрей Бодин предоставил презентацию, в которой собрал принципиальные мнения ФОИВ. Например, в правовом управлении Госдумы отметили, что принятие законопроекта приведет к затратам из федерального бюджета.

      Правительство Российской Федерации в своем заключении отметило, что принятие законопроекта может повлечь прекращение оформления и выдачи документов, используемых для обеспечения выпуска в обращение шасси транспортных средств. Также было указано на вероятность того, что введение утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы к ним может повлечь за собой увеличение стоимости данной техники и отразится на финансовом состоянии сельхозтоваропроизводителей и иных потребителей техники.

      Именно это и вызвало обеспокоенность Евгении Уваркиной: «Мы должны оценить экономические риски и целесообразность тех ставок, которые предлагаются в документе. Посильна ли эта нагрузка будет для сельхозпроизводителя? Боюсь, что фермерские хозяйства, у которых нет финансов на новую сельхозтехнику и которые покупают обычно „б/у“, могут остаться без техники вообще».

      Она уточнила, что необходимо обсудить и то, какие цели в принципе преследует утилизационный сбор, и обратилась с этим вопросом к представителю законодателя.

      Начальник отдела технического регулирования Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга РФ Тигран Парсаданян пояснил, что инициатива о сборе была продиктована заботой об экологии еще в 2013 году. Он отметил, что косвенно законопроект поможет обновлять парк техники, убирая устаревшую, и рост цен на технику вызвать не должен. Тем не менее, Евгения Уваркина уточнила, что понимания по суммам тарифов нет, и с Минсельхозом ставки не просчитывались.

      В свою очередь, заместитель директора Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Павел Бурак отметил, что в министерстве действительно рассмотрели законопроект, но вынесли указание, что он должен быть значительно переработан именно в части финансового обоснования, так как, например, по сравнению с первоначальными расчетами сбор увеличен в 12 раз.

      Ведущий советник Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Мария Елкина также отметила, что министерство не согласовало этот законопроект в текущем варианте.

      Евгения Уваркина подчеркнула, что защита экологии и развал отрасли — это разные вещи, которые в законопроекте оказались бок о бок друг с другом. Она попросила министерства предоставить свои заключения, с тем, чтобы дополнить их позицией отраслевых союзов и заключением Общественной палаты и предоставить в Правительство РФ. Одним из основных предложений будет максимальная минимизация размера ставок утилизационного сбора, в противном случае ситуация приведет к удорожанию сельскохозяйственной техники.

22 декабря 2015